Печать
Категория: Общество
Просмотров: 837

«Ньюлайф», в переводе с английского – «новая жизнь». Именно такое название взяли  для своего клуба  ребята из восьмой городской школы, которые входят в так называемую группу риска. Иными словами, это обыкновенные подростки 12-13 лет, но с проблемами семейного или личного характера, которые выделяют их из общей массы учащихся средней школы. Из 15-ти человек трое их уже  состоят на учете в детской комнате милиции, остальные – «под особым присмотром» школьной администрации.

Создателем клуба и  основным организатором работы с «трудными» подростками  стала молодая учительница, социальный педагог Елена Землякова, которая пришла на работу в школу совсем недавно, в августе текущего года. А вот сделать ей и школьному психологу Юлии Чернышовой за этот короткий период времени удалось уже немало.

Автор этого материала побывал на одном из занятий (ролевой игре) с ребятами, а после мы побеседовали с Еленой Владимировной о том, как создавался клуб, чем в нем занимаются  проблемные дети, и чего удалось добиться, пусть и за столь короткий период его работы.

Кстати, моя собеседница – выпускница филологического факультета  Бийского пединститута, учебу она закончила с отличием, а еще факультативно прошла подготовку в области социальной педагогики и журналистики. Кроме клубной работы, общения с  детьми из группы риска Елена Землякова остается преподавателем русского языка и литературы, как учитель почасовик.

- Елена Владимировна, из нашего разговора я понял, что в вашем клубе три девочки и двенадцать ребят, которые, как принято говорить, находятся в сложных социальных условиях. Расскажите об этом поподробнее.

- Не хочу выглядеть пафосной, нескромной, и все же начну с того, что учебно-воспитательную работу  считаю своим призванием. Когда была студенткой, никогда не думала о работе вне школы. Трудностей в работе, конечно, хватает, но желание при этом одно: преодолевать их и двигаться дальше в своей профессии, стать в дальнейшем настоящим специалистом своего дела.

У нас в школе более 600 учащихся, в большинстве семей социальная обстановка более-менее нормальная, а вот у ребят, которых мы организовали в клуб, не все гладко. У некоторых пьющие родители, у других – неполные семьи с очень низким уровнем доходов. В итоге таких детей больше воспитывают не семьи, а улица. Задумав организовать клуб, мы решили помочь таким  детям определиться со своим свободным временем, занять их досуг добрыми делами или же познавательными мероприятиями. И это нам, считаю, удалось.

- Так неужели дети, которых мы называем трудными, сразу прониклись клубной идеей, не противились тому, что посягают на их свободу, не пытались увильнуть от проводимых вами мероприятий?

- Вам может показаться странным, но никто не увиливал, наоборот, создалось впечатление, что дети ждали какого-то организующего начала, участия в коллективных мероприятиях, хотя на первых порах, конечно же, были зажатыми и скованными. Но коммуникабельность, взаимопонимание появились у них буквально после двух-трех коллективных встреч.

- Ваш клуб работает только во время каникул или же является как бы постоянно действующим? Расскажите, чем занимаются ребята?

- Мы встречаемся практически ежедневно, и различные  мероприятия проводим постоянно, конечно, во время каникул свободного времени для них бывает гораздо больше, чем в обычные учебные дни. У нас составлен обширный план работы, в котором масса всего: различные познавательные, ролевые и психологические игры, спортивные мероприятия, походы, поездки по республике, встречи с интересными людьми, в том числе со специалистами – медиками, работниками правоохранительных, социальных органов. Между прочим, городские социальные органы нам очень помогают, в частности, с организацией питания членов клуба - на каждого ребенка в день выделяется около ста рублей. Многие наши  ребята за последнее время, участвуя в клубной работе, буквально поправились, прибавили в весе, которого им не хватало. Кроме того, появились и первые результаты социальной адаптации наших воспитанников, трое из них сняты с учета в детской комнате милиции.

- Елена Владимировна, наверное, Ваша работа проходит не только в школе и на различных мероприятиях в компании со своими воспитанниками. Видимо, приходится часто бывать в семьях, общаться с родителями, что тоже, должно быть, непросто.

- Разумеется, это значительная часть моей работы – встречи и беседы с родителями, посещение семей, когда приходится улаживать какие-то внутренние конфликты между детьми и родителями или же активно общаться с самими родителями, пытаясь решить конфликтные ситуации. А с ребятами у нас сложились доверительные отношения, они часто приходят ко мне со своими наболевшими вопросами,  просят помощи, поддержки. В каждом отдельном случае стараюсь помочь или подсказать что-то для решения их проблем.

- Побывав на Вашем занятии, убедился, что дети Вам доверяют, воспринимают Вас как педагога, взрослого наставника, а ведь Вы и сами молоды, как же удалось завоевать авторитет, не скатиться в общении  со своими воспитанниками до панибратства?

- Односложно на этот вопрос ответить трудно. Может быть, мне помогают какие-то мои черты характера, которые подсказывают, как себя вести в той или иной ситуации. А скорее всего, работа с детьми, педагогическая деятельность действительно мое призвание, оно-то и показывает правильный путь  поведения в той или иной ситуации, с подростками или же их родителями, людьми, уже умудренными определенным жизненным опытом.

Как, скажите, дорогие читатели, не проникнуться доверием и уважением к этой обаятельной и хрупкой молодой женщине, которая педагогическую деятельность, воспитание достойных представителей общества считает своим настоящим призванием, что среди выпускников  педагогических вузов сегодня является большой редкостью.

Вячеслав Параев